«Назад

Закон «О защите прав потребителей» - двадцатипятилетний механизм регулирования на потребительском рынке

Закон «О защите прав потребителей» - двадцатипятилетний механизм регулирования на потребительском рынке

7 февраля 2017 года Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», который на долгие годы явился базисом для формирования и развития целостной эффективной системы современных правовых механизмов, позволяющих обеспечить действенную защиту прав российских граждан, исполнилось 25 лет.

Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Будучи принятым на этапе становления нарождающихся рыночных отношений, Закон позволил своевременно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и получить целый комплекс системообразующих правовых норм, на практике доказавших свою действенность и жизнеспособность.

Как результат – в настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль. При этом по мере его развития и совершенствования создаются дополнительные условия для эффективной реализации Российской Федерацией в этой сфере общественных отношений функций социально-ответственного государства, политика которого согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В этой связи показателен тот факт, что Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», впервые принятые Организацией Объединенных Наций в 1985 году и ставшие в начале 90-х для новой России базисом для построения национального потребительского законодательства и выработки первоначальных основ государственной политики в этой области, обновлялись и актуализировались уже при непосредственном и активном участии Российской Федерации, что стало свидетельством в том числе и международного признания достижений нашей страны в данной сфере.

За свою четвертьвековую историю Закон «О защите прав потребителей» стал одним из наиболее востребованных законодательных актов. При этом он не только постоянно дополняется новыми положениями, призванными максимально соответствовать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях, но и систематически «прирастает» новыми нормативными правовыми актами, включая специальные законы, регулирующие правоотношения с участием потребителей в отдельных сферах обслуживания.

Все правила продажи товаров, и многие правила оказания различных видов услуг (работ) разработаны в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Закрепляя основные права потребителей и определяя механизм их защиты, Закон «О защите прав потребителей» одновременно устанавливает систему органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.

В настоящее время, одним из активно развивающихся и самым незащищенным направлением является индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернетом стали проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.    

Все чаще мы покупаем дорогую технику - телевизоры, холодильники, стиральные машины через интернет - ресурсы. Это удобно и быстро, и чаще всего, дешевле, чем в обычном магазине. На что нужно обратить внимание, чтобы избежать реальных проблем с виртуальными покупками. Название сайта должно заканчиваться на буквы ru, так как для регистрации домена в зоне RU нужно заключать договор, указав паспортные данные или реквизиты организации. Необходимо проверить, сколько лет работает магазин, наименование юридическою лица, в обязательном порядке - его местонахождение (адрес). Признак «правильного магазина» - полные реквизиты, наличие форума или гостевой книги. Низкие цены на технику должны насторожить, так как такие цены может держать компания, которая не платит налоги, старается покупать нерастаможенный товар, в том числе из бракованных партий, с недействительными гарантийными талонами. Лучше всего, если Вам предлагают два варианта оплаты товара: наличными курьеру или безналичный расчет через банк. Если магазины не торгуют по безналу, это может означать, что у него нет счета в банке и фирма не зарегистрирована. Если деньги предлагают перевести через Яндекс. Деньги, Western Union и т.д., скорее всего Вы не получите ни товара, ни денег.

 Все добросовестные компании, как правило, имеют выставочные витрины в крупных торговых центрах с указанием адресов на сайте компании. При доставке товара, курьер обязан выдать товарный и кассовый чеки, гарантийный талон. Если доставлен товар, не соответствующий заказанному, Вы вправе отказаться от него, не оплачивая ни товар, ни доставку.

 

Если Вы отказываетесь по каким-то иным причинам, не связанным с ненадлежащим исполнением своих обязательств продавцом, Вы обязаны оплатить стоимость доставки. В присутствии курьера необходимо проверить товар по внешним признакам, его комплектность, работоспособность. Инструкция пользователя должна быть предоставлена на русском языке. Продажа товаров дистанционным способом имеет особый порядок и условия его возврата, а именно: данный вид торговли регулируется специальными Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007г № 612 и статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара в течение семи дней. При отсутствии указанной информации о порядке и сроках возврата товара в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. Удачных Вам покупок и добросовестных продавцов!

 

 

Информационная "горячая" линия (846) 260-37-99

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:
(846) 260-34-73

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:

(846) 260-34-73, 337-73-93, 260-50-25

Телефон для справок:  (846) 260-37-99 – помощник руководителя,   Фролова Зинаида Александровна, общественная приемная.
Часы работы общественной приёмной:
пн.-чт.: 14.00-16.00
пт.: 10.00-12.00

Антикоррупционная "горячая линия" (846) 260-83-20

Часы приёма должностного лица для получения консультации по вопросам противодействия коррупции:

в рабочие дни с 11.00 до 13.00

Общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Самарской области Для предпринимателей 15 марта Всероссийский день открытых дверей для потребителей