«Назад

История возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей

История возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей

15 марта, в 1961 году Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители – это все мы», – сказал Кеннеди. – Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Четырьмя основными правами, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги.Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.

Так,в 2017 году девизом Всемирного дня защиты прав потребителей стал слоган «ConsumerRightsintheDigitalAge» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично и набирает всё большие обороты. Онлайн-рынок открывает перед потребителями больше возможностей, давая доступ к еще более широкому ассортименту товаров и услуг, чем когда-либо прежде. Активность пользователей набирает рост в связи с общедоступностью, удобством, быстротой удовлетворения своих потребностей

Именно поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей имеет цель обратить внимание общественности на образовывающуюся проблему неурегулированных законодательством отношений онлайн - ритейла в ближайшем будущем.

В преддверии этого праздника специалистами Управления Роспотребнадзорабыл разработан и реализован план мероприятий в соответствии с девизом Всемирного дня защиты прав потребителей. Совместно с органами власти и общественными организациями проведены дни открытых дверей для потребителей,  лекции и семинары в средних и высших учебных заведениях, библиотеках, администрациях, торговых центрах - по повышению потребительской грамотности населения. Была опубликована информация с разъяснениями прав потребителей, вопросов применения положений законодательства о защите прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в периодических печатных изданиях и т/д.; проведены конкурсы рисунков и видеопрезентаций среди учащихся; разработаны, тиражированы и доведены до населения  памятки, листовки, буклеты по заявленной тематике и т/д. При проведении всех названных мероприятий до потребителей была доведена информация о функционировании с 2016 года  государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. 

Кроме всего прочего хочется сказать, что важнейшим элементом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина является судебная защита(часть 1 статьи 45 Конституции России), которая в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным способом восстановления  нарушенных  прав. Конфликты между теми, кто производит товар, и теми, кто его покупает и потребляет, могут результативно решаться в судах.

Так,  специалистами Управления за 12 месяцев 2016 г. в судах в защиту прав потребителей дано 243 заключения, по 218 заключениям исковые требования потребителей удовлетворены. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 7,8232 млн. руб., из них  230 тыс.  руб.- моральный вред. Кроме этого, в суды подано 222 исковых заявления в защиту прав потребителей. Из них 164 иска в защиту интересов неопределенного круга потребителей, а именно  27  - услуги  ЖКХ,  1 - медицинские услуги, 2 - образовательные услуги, 1 - бытовое обслуживание населения, 6 - реализация продуктов питания, 3 - розничная торговля промышленными товарами,  124 иска о признании информации распространяемой в сети Интернет, а именно: дистанционная продажа алкоголя, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Рассмотрены и удовлетворены 134   иска, остальные находятся на рассмотрении. Также   специалистами Управления в суды подано 58 исковых заявлений в защиту конкретного потребителя. В настоящее время судами рассмотрено и удовлетворено  55 исков, остальные находятся на рассмотрении. По результатам рассмотрения исковых заявлений судами в пользу потребителей присуждено 346,1 тыс. руб., из которых 109,7 тыс. руб. – компенсация морального вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная "горячая" линия (846) 260-37-99

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:
(846) 260-34-73

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:

(846) 260-34-73, 337-73-93, 260-50-25

Телефон для справок:  (846) 260-37-99 – помощник руководителя,   Фролова Зинаида Александровна, общественная приемная.
Часы работы общественной приёмной:
пн.-чт.: 14.00-16.00
пт.: 10.00-12.00

Антикоррупционная "горячая линия" (846) 260-83-20

Часы приёма должностного лица для получения консультации по вопросам противодействия коррупции:

в рабочие дни с 11.00 до 13.00

Общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Самарской области Для предпринимателей 15 марта Всероссийский день открытых дверей для потребителей