«Назад

Комитет по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обсудил вводящие в заблуждение потребителей практики при реализации товаров и услуг через Интернет

Комитет по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обсудил вводящие в заблуждение потребителей практики при реализации товаров и услуг через Интернет

Представители Роспотребнадзора 26-27 ноября 2018 года приняли участие в работе Комитета по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одной из ключевых тем для обсуждения на площадке Комитета стал проект Свода правил по надлежащим практикам при продвижении товаров и услуг в Интернете. Документ включает в себя описание самых часто встречающихся нарушений, например, таких как включение платной подписки на цифровой контент и «автоматический» переход на платное оказание определенных услуг после завершения бесплатного периода их предоставления, что может быть не замечено потребителем или должным образом не воспринято им в рамках общей цены таких услуг, складывающейся из серии платных транзакций.

Регуляторы в сфере защиты прав потребителей высказали также обеспокоенность распространением практик скрытой рекламы в социальных сетях, видеоблогах, медиаматериалах, в которых явным образом не указано о том, что товар или услуга были представлены безвозмездно (для обзора) или когда автор материала получил вознаграждение за свой обзор.

Еще одна проблема касается некорректной информации о стоимости товаров и услуг, предоставляемой на платформах и рекламных площадках. В таких случаях после перехода по ссылке, потребитель может столкнуться с повышенной ценой или изменением характеристик предлагаемых товаров или услуг.

Другой ключевой темой обсуждения стало рассмотрение примеров защиты потребителей в случаях, когда цифровой контент и услуги, информационные сервисы, программное обеспечение распространяются без денежной оплаты, а в качестве "платы" выступают персональные данные потребителей, сведения о потребительских предпочтениях, о поведении и т.п. В этой связи ключевой рекомендацией ОЭСР стал тезис о том, что уровень защиты потребителей «неденежных» услуг и сервисов должен быть не ниже, чем уровень защиты потребителей возмездных товаров и услуг.

Представителями органов, определяющих политику в сфере защиты прав потребителей, были также обсуждены новые подходы к регулированию потребительского кредита, отраженные в пересмотренных Рекомендациях ОЭСР по потребительскому кредиту, в подготовке которых Роспотребнадзор принимал активное участие на площадке Целевой рабочей группы по защите потребителей финансовых услуг. Российской Федерацией, в частности, было обращено внимание Комитета на то, что при оказании финансовых услуг потребители очень часто оказываются перегружены юридически важной, но одновременно сложно воспринимаемой информацией, что не позволяет в полной мере обеспечить право потребителя на правильный выбор услуг. Такое замечание было поддержано Данией и рядом других стран-участниц Комитета. В результате Рекомендации, первоначально принятые ещё в 1977 году, были существенно обновлены, учитывая произошедшее значительное развитие рынка финансовых услуг, накопленный опыт защиты потребителей в периоды финансовых кризисов, диджитализацию финансовых сервисов.

Помимо этого, на Комитете были представлены короткие обзоры деятельности иных международных площадок по вопросам, относящимся к политике в сфере потребления и защиты прав потребителей. В их числе - G20 и UNCTAD, где Россия принимает активное участие в обсуждении актуальных аспектов защиты прав и интересов потребителей, отстаивая национальные интересы и продвигая российские подходы к формированию эффективных механизмов защиты прав потребителей. В этой связи была показательна данная на Комитете представителем UNCTAD высокая оценка прошедшей в сентябре 2018 года в г. Москве Международной конференции «Лучшие практики защиты прав потребителей финансовых услуг: регулирование и взаимодействие в условиях цифровой экономики».

 

При полном или частичном копировании материала ссылка на сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обязательна: http://rospotrebnadzor.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная "горячая" линия (846) 260-37-99

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:

(846) 260-34-73, 337-73-93, 260-50-25

Антикоррупционная "горячая линия" (846) 260-83-20

Часы приёма должностного лица для получения консультации по вопросам противодействия коррупции:

в рабочие дни с 11.00 до 13.00

Общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Самарской области Виртуальный музей к 95-летию госсанэпидслужбы России Для предпринимателей 15 марта Всероссийский день открытых дверей для потребителей

План проведения плановых проверок на 2018 год

План проверок ОМС на 2018 год

План проверок ОМС на 2019 год