«Назад

О контроле за качеством атмосферного воздуха населенных мест

О контроле за качеством атмосферного воздуха населенных мест

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах компетенции организован и реализуется в рамках социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора контроль качества атмосферного воздуха на территории населенных мест в части контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ.

За последние 20 лет по результатам социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора отмечается снижение в 12,57 раз доли неудовлетворительных проб атмосферного воздуха с 8,8 % в 1996 году до 0,7 % в 2017 году. При этом количество исследуемых проб атмосферного воздуха в 2017 году по сравнению с 1996 годом увеличилось в 1,6 раза и составило 1 009 575 проб. Вместе с тем, организация круглосуточных постов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, а также надзор за источниками выбросов загрязняющих веществ в рамках реализуемой деятельности по контролю качества атмосферного воздуха в полномочия Роспотребнадзора не входит.

Обращает на себя внимание резко увеличившееся в последнее время количество обращений в Роспотребнадзор, носящих признаки массовой рассылки, по вопросам реализации порядка информирования заинтересованных организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга, а также о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Роспотребнадзор сообщает, что заявления о недостаточной открытости данных о результатах реализуемого социально-гигиенического мониторинга не основаны на фактических обстоятельствах и не учитывают законодательство Российской Федерации. Нечистоплотность и небрежное отношение к российскому законодательству со стороны инициаторов подобных запросов носит откровенно провокационный характер.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

Результаты социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке ежегодно публикуются Роспотребнадзором в государственных докладах о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе размещаемых на официальных сайтах Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора. Указанные сведения являются открытыми и общедоступными.

Структура аналитических материалов о результатах социально-гигиенического мониторинга предусматривает оценку факторов среды обитания; оценку динамики, структуры показателей заболеваемости населения; оценку влияния факторов среды обитания на здоровье населения; оценку эффективности профилактических мероприятий; оценку риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания; формирование соответствующего прогноза.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации «формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения» и «государственный мониторинг атмосферного воздуха» относятся к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Соответствующий государственный мониторинг атмосферного воздуха также обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в рамках государственного мониторинга атмосферного воздуха) и хозяйствующими субъектами (в рамках производственного контроля).

Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен и осуществляется комплексный мониторинг за качеством атмосферного воздуха и его воздействия на здоровье населения, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Информирование заинтересованных организаций и населения о результатах реализуемого государственного мониторинга атмосферного воздуха обеспечивается на территории Российской Федерации посредством общедоступных данных, в том числе, через официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на площадке которого, в частности, размещены информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга загрязнения окружающей среды, обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации, радиационная обстановка на территории Российской Федерации на примере ежемесячной и оперативной информации.

Навязывание Роспотребнадзору дублирующих функций по организации непрерывного мониторинга качества атмосферного воздуха и контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ отражает неосведомленность о существующей в Российской Федерации системе распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти.

Игнорирование существующей системы нормативного правового регулирования социально-гигиенического мониторинга и информирования о его результатах свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам права и вводит в заблуждение граждан Российской Федерации.

Вместе с тем, Роспотребнадзор выражает готовность к конструктивному обсуждению инициатив, разработанных в рамках правового поля Российской Федерации, о чем неоднократно сообщал в адрес заинтересованных лиц в своих ответах на их обращения.


 

 

 

 

Информационная "горячая" линия (846) 260-37-99

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:

(846) 260-34-73, 337-73-93, 260-50-25

Антикоррупционная "горячая линия" (846) 260-83-20

Часы приёма должностного лица для получения консультации по вопросам противодействия коррупции:

в рабочие дни с 11.00 до 13.00

Общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Самарской области Виртуальный музей к 95-летию госсанэпидслужбы России Для предпринимателей 15 марта Всероссийский день открытых дверей для потребителей

План проведения плановых проверок на 2018 год

План проверок ОМС на 2018 год

План проверок ОМС на 2019 год