«Назад

О работе с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области в I квартале 2017 года

О работе с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области в квартале 2017 года

В I квартале 2017 года в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступило 1033 обращения, а в Iквартале 2016 года на 10% меньше (929 обращений).

Из всех поступивших обращений 74% (762) обращений от граждан, 26 % (271)  от органов государственной власти и местного самоуправления. Из них 32 % (335) было перенаправлено по подведомственности, так как вопросы, поставленные в заявлениях, не относились к компетенции Роспотребнадзора.

Если в Iквартале 2016 года основное количество обращений было на нарушения прав потребителей в сфере оказания различного вида услуг, то в 2017 году количество поступающих обращений граждан в сфере розничной торговли и в сфере оказания различного вида услуг сравнялось.

На нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 358 обращений, что составляет 35% от всех поступивших обращений.

На нарушения прав потребителей в сфере оказания услуг поступило 340 обращений, что составляет 33% от всех поступивших обращений.

Структура указанных обращений следующая: на нарушения в сфере жилищно-коммунальных услуг - 27 обращений, нарушения в сфере услуг связи - 81 обращение, в сфере финансовых услуг – 38 обращений, бытовых услуг – 69 обращений, на нарушения в сфере оказания медицинских услуг – 17 обращений, прочие виды деятельности – 108.

На 698 обращений были даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

Из поступивших 1033 обращений, 15 обращений стали основаниями для проведения административных расследований и 36 обращений для проведения внеплановых проверок. 41 обращение в результате проведенных мероприятий по контролю и административных расследований подтвердились. По выявленным нарушениям был составлен 41 протокол об административных правонарушениях.

С целью информирования граждан о действиях недобросовестных продавцов и исполнителей услуг, на сайте Управления размещается информация с разъяснениями на что следует обратить внимание при заключении договоров купли-продажи, а также на оказание услуг.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Роспотребнадзор по Самарской области считает необходимым еще раз напомнить, что с 1 января 2017 года изменились требования к порядку рассмотрения обращений потребителей, которые могут послужить основанием для проведения внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно принятым изменениям, необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

В свою очередь, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. В случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

          Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю. 

Важнейшим элементом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с ч.1 ст.45 Конституции РФ является судебная защита, которая в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным способом восстановления  нарушенных  прав.

В отдельных случаях, с учетом социального положения заявителя или иных значимых факторов, Управление может принять решение о реализации его полномочий на участие в судебном процессе по защите прав конкретного потребителя в качестве заявителя с обязательным процессуальным соучастием потребителя, в интересах которого подано исковое заявление (на основании ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон), либо, согласно взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 47 Гражданского Процессуального Кодекса РФ и п. 5 ст. 40 Закона, Роспотребнадзор может до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Так в Iквартале 2017 года в судах в защиту прав потребителей специалистами отдела защиты прав потребителей дано 41 заключение, по 37 заключениям исковые требования потребителей удовлетворены. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 1149,9 млн. руб., из них  34,5 тыс.  руб.- моральный вред. Кроме этого, в суды подано 37 исковых заявлений в защиту прав потребителей. Из них 33 иска в защиту интересов неопределенного круга потребителей, 4 иска в защиту прав конкретного потребителя. 17 исковых заявлений рассмотрено, все они были удовлетворены, в результате чего присуждено потребителям 1573 тыс. руб., из них 50 тыс. руб. – моральный вред. 

При полном или частичном использовании материалов ссылка на  сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (http://63.rospotrebnadzor.ru/) обязательна.

 

 

Информационная "горячая" линия (846) 260-37-99

Консультирование по вопросам защиты прав потребителей:

(846) 260-34-73, 337-73-93, 260-50-25

Антикоррупционная "горячая линия" (846) 260-83-20

Часы приёма должностного лица для получения консультации по вопросам противодействия коррупции:

в рабочие дни с 11.00 до 13.00

Общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Самарской области Виртуальный музей к 95-летию госсанэпидслужбы России Для предпринимателей 15 марта Всероссийский день открытых дверей для потребителей