Комитет по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обсудил вводящие в заблуждение потребителей практики при реализации товаров и услуг через Интернет

Комитет по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обсудил вводящие в заблуждение потребителей практики при реализации товаров и услуг через Интернет

Представители Роспотребнадзора 26-27 ноября 2018 года приняли участие в работе Комитета по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одной из ключевых тем для обсуждения на площадке Комитета стал проект Свода правил по надлежащим практикам при продвижении товаров и услуг в Интернете. Документ включает в себя описание самых часто встречающихся нарушений, например, таких как включение платной подписки на цифровой контент и «автоматический» переход на платное оказание определенных услуг после завершения бесплатного периода их предоставления, что может быть не замечено потребителем или должным образом не воспринято им в рамках общей цены таких услуг, складывающейся из серии платных транзакций.

Регуляторы в сфере защиты прав потребителей высказали также обеспокоенность распространением практик скрытой рекламы в социальных сетях, видеоблогах, медиаматериалах, в которых явным образом не указано о том, что товар или услуга были представлены безвозмездно (для обзора) или когда автор материала получил вознаграждение за свой обзор.

Еще одна проблема касается некорректной информации о стоимости товаров и услуг, предоставляемой на платформах и рекламных площадках. В таких случаях после перехода по ссылке, потребитель может столкнуться с повышенной ценой или изменением характеристик предлагаемых товаров или услуг.

Другой ключевой темой обсуждения стало рассмотрение примеров защиты потребителей в случаях, когда цифровой контент и услуги, информационные сервисы, программное обеспечение распространяются без денежной оплаты, а в качестве "платы" выступают персональные данные потребителей, сведения о потребительских предпочтениях, о поведении и т.п. В этой связи ключевой рекомендацией ОЭСР стал тезис о том, что уровень защиты потребителей «неденежных» услуг и сервисов должен быть не ниже, чем уровень защиты потребителей возмездных товаров и услуг.

Представителями органов, определяющих политику в сфере защиты прав потребителей, были также обсуждены новые подходы к регулированию потребительского кредита, отраженные в пересмотренных Рекомендациях ОЭСР по потребительскому кредиту, в подготовке которых Роспотребнадзор принимал активное участие на площадке Целевой рабочей группы по защите потребителей финансовых услуг. Российской Федерацией, в частности, было обращено внимание Комитета на то, что при оказании финансовых услуг потребители очень часто оказываются перегружены юридически важной, но одновременно сложно воспринимаемой информацией, что не позволяет в полной мере обеспечить право потребителя на правильный выбор услуг. Такое замечание было поддержано Данией и рядом других стран-участниц Комитета. В результате Рекомендации, первоначально принятые ещё в 1977 году, были существенно обновлены, учитывая произошедшее значительное развитие рынка финансовых услуг, накопленный опыт защиты потребителей в периоды финансовых кризисов, диджитализацию финансовых сервисов.

Помимо этого, на Комитете были представлены короткие обзоры деятельности иных международных площадок по вопросам, относящимся к политике в сфере потребления и защиты прав потребителей. В их числе - G20 и UNCTAD, где Россия принимает активное участие в обсуждении актуальных аспектов защиты прав и интересов потребителей, отстаивая национальные интересы и продвигая российские подходы к формированию эффективных механизмов защиты прав потребителей. В этой связи была показательна данная на Комитете представителем UNCTAD высокая оценка прошедшей в сентябре 2018 года в г. Москве Международной конференции «Лучшие практики защиты прав потребителей финансовых услуг: регулирование и взаимодействие в условиях цифровой экономики».

 

При полном или частичном копировании материала ссылка на сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обязательна: http://rospotrebnadzor.ru/